Любая обзорная экскурсия по Минску не проходит без посещения «Ворот Минска». Ведь это не обычная достопримечательность, а визитная карточка города, его символ. Это первое знаковое место, которое видят гости столицы, прибывшие в Минск на поезде или на автобусе – и ж/д, и автобусный вокзалы рядом.
Это архитектурный комплекс, который являет собой две симметрично расположенные башни высотой 11 этажей. Они находятся по краям длинных пятиэтажных жилых зданий. А все это расположено на Привокзальной площади, напротив ж/д вокзала.
Строительство этой достопримечательности закончилось в 1953 году под руководством архитектора Бориса Рубаненко. Это полноценный архитектурный ансамбль в стиле сталинского ампира. Он идеально дополняет привокзальную площадь, делая ее завершенной.
Поначалу врата Минска выглядели не так, какими мы наблюдаем их сегодня. Углубившись в национальную идею, архитектор украсил башни шпилями, пинаклями, картуши в виде цветов, орнаментов и зубров. Потом многое убрали, сделав вид башен более спокойным, но сохранив фундаментальность и притягательную силу.
На одной из башен находятся немецкие часы, самые крупные в Беларуси. Их диаметр достигает 3,5 метра. Часы попали в страну как военный трофей после победы во Второй мировой войне. Со временем механическую начинку часов заменили на электронную. На другой башне красуется литой герб БССР. В качестве украшений башен используются и скульптуры.
Во время реконструкции в 1975-х годах скульптуры убрали, так как была опасность обрушения. Первые скульптуры были выполнены из бетона, они были тяжелыми. Новые сделали из более легкого материала – силумина. Это металл, который к тому же был прочнее бетона.
Эта достопримечательность быстро завоевала звание символа Минска. И все потому, что архитектор смог передать в своей работе историческое развитие: как от старинных деревянных башен Замчища, которые служили въездными воротами, перешли к более современной интерпретации в стиле сталинского ампира.
Особый эстетический эффект «Ворот Минска» достигается вечером, когда включается подсветка. Ведь именно тогда все строения в стиле сталинского ампира раскрываются в полной мере. Тогда игра света и тени подчеркивает правильную геометрию конструкций и дополняет ее.